Абхазский Новый год
Особенности празднования Ажьырныҳәа
В ночь с 13 на 14 января отмечают один из самых главных праздников – Ажьирныхуа, или День сотворения мира.
Ажьирныхуа очень древний праздник, который имеет тысячелетнюю историю. Ученые пока еще не смогли точно определить, сколько ему лет, но, предположительно, более двух тысяч.
В Нартском эпосе можно встретить эпизод, когда новорожденного Сасрыкуа окунают в воду, в которую опускали раскаленный металл. Считалось, что это закаляет и самого ребенка, к тому же такой обряд проводили, чтобы уберечь ребенка от сглаза, чтобы он стал сильным и крепким.

Кузня - святилище традиционной этнической религии абхазов
Издревле абхазы верили в магическую силу кузни.
Празднество в кузне совпадает со временем "разделения года надвое". Абхазы встречают Новый год, но буквально называют момент встречи временем деления года на две части. Праздник сотворения мира в старину был овеян мистикой и множеством тайн. Древние абхазы верили, что в это пограничное время усиливается действие сил зла. Согласно философии абхазов, хорошее и плохое следуют друг за другом (Абзиареи ацәгьеи еицуп – ред.). Потому считалось, что перед праздником сотворения мира силы зла приумножались, зло пыталось одержать верх над добром. Абхазы это понимали и заранее готовились.
Чтобы не впустить силы зла в свое жилище, раньше проводились различные защитные обряды.
Уже 12 января начинали обряд омовения - вода смывает все плохое. В качестве оберегов во дворе сажали яблоневые деревья, грушу, дуб, граб. На заборах вешали череп лошади или медведя. Считалось, что они не пропустят силы зла в дом. В жилищах вешали шкуры волка, медведя, лисы. Перед домом полумесяцем насыпали линию из золы.

Со временем некоторые ритуалы трансформировались, а некоторые и вовсе позабылись.
На Ажьирныхуа те, у кого дома есть кузня молятся под священным деревом Богу Шашвы – в традиционной религии абхазов самый могущественный Бог. Он покровительствует кузнечному ремеслу.
Неотъемлемые атрибуты Ажьирныхуа:
Холощенный козел белой масти


По одному петуху на каждого члена семьи


Один круглый сырный пирог в форме солнца


Один сырный пирог в форме полумесяца


По одному акуакуару (мешочек из теста, обильно начиненный первым сыром – ред.) на каждого из участников обряда


Ореховые палочки, на которые нанизывают сердце и печень жертвенных животных


Проведение обряда
В специальном обряде, посвященном Богу кузни, принимают участие члены семьи или группы родственных семей, за исключением невесток. Возглавляет обряд старший представитель рода.
Помолиться к кузне идут после захода солнца. Самый старший в роду держит в левой руке большую ореховую палку с сердцем и печенью жертвенной козы, а в правой – стакан вина и произносит молитву. В этом обряде, как и во многих других, упоминали Ачба и Чачба – друг за другом называли две фамилии, из числа которых происходили правители Абхазии.

После другие участники ритуала по старшинству следуют примеру старшего представителя рода и пробуют печень и сердце жертвенного животного.

Основное назначение ритуала в кузне – добиться расположения Шашвы, обеспечить плодородие в широком смысле.
Во время шествия к кузне оборачиваться назад нельзя, считают абхазы, – плохая примета.
Утром 14 января самый старший в семье проводит защитный обряд – собирает венок из плюща и вешает на калитку или входную дверь.

Издревле веткам плюща придавалось особое значение. Предки абхазов считали, что они имеют особую силу, которая может защитить весь дом, всю семью.
Перед тем как переступить порог дома с ветками плюща, хозяин произносит молитвенную речь:

"… Иа Анцәа ду ҳуҳәоит улаԥш ҳхызарц, уаҳхылаԥшарц.
Ҳазҭалаз ашықәс лыԥхала ҳҭаларц.
Амашәыр ҳҟәыгаз.
Ҳаҩнаҭа абарақьаҭра агыумыжьырц ҳуҳәоит…".

Затем с веточкой ореха мужчина обходит все комнаты, рассыпает зерна кукурузы и поздравляет семейство.
Абхазы большое значение предают первому гостю, который приходит в дом 14 января.