Как в кыргызстанском селе построили бизнес на мечте девушек достойно выйти замуж
Как в кыргызстанском селе построили бизнес на мечте девушек достойно выйти замуж
У жителей села Ак-Татыр Баткенской области два занятия: одни пасут скот, другие собирают абрикосы. Однако местные женщины открыли для себя особый способ заработка, который стал здесь самым выгодным.
Манзура Зураева быстро садится в машину: оказывается, нам по пути. Женщина едет забирать заказ — шикарный ковер ручной работы. Во время поездки она откровенничает:
— Это я собираю сеп (приданое. — Ред.) для дочери.
— Поздравляю! А когда свадьба?
— Через несколько лет, когда университет окончит. Ей сейчас пятнадцать, маленькая еще. У нас в селе большинство девушек замуж уже с дипломами выходят. Я очень хочу, чтобы и моя успела выучиться.
— Зачем же так рано приданое готовите?
— Слишком дорого за раз все покупать! В этом году планирую "покончить" с шерстяными вещами — на них приходится особенно много тратиться. Наши женихи сейчас в виде калыма только 100 тысяч сомов дают — меньше, чем мы тратим на сеп.
Мы подъезжаем к дому, где работают мастерицы. В просторной комнате нас встречают четыре женщины солидного возраста.

Ковер для дочки Манзуры практически готов. Он весит 35 килограммов, и над ним две недели колдовали четыре женщины.
"Я отдала за работу 16 тысяч сомов, но вообще-то такой ковер стоит в два раза дороже. Просто я сама купила шерсть, сделала пряжу и выкрасила ее", — рассказывает Манзура.
При виде камеры мастерицы испуганно закрываются: переживают, что вид у них слишком невзрачный. Женские руки перепачканы бордовой краской — все из-за пряжи. Впрочем, сейчас в моду входят двухцветные ковры, которые не нужно красить: их делают из черной и белой овечьей шерсти, объясняет мастерица Марипат Сарыкулова.
"Я как-то ездила в Бишкек и видела там ковер с изображением президента. Мы тоже можем сделать ковер с портретом человека или с изображением животного, но спросом подобный дизайн не пользуется. Мусульманам ведь это нельзя. Да и узоры получаются гораздо красивее", — признается женщина.
О политике здесь не говорят принципиально — обсуждать подобные темы во время работы строго запрещено, ведь изделие может "впитать" дурную энергетику, шутят мастерицы. Рабочий день у них, как в офисе: с восьми утра до пяти вечера, с обязательным перерывом на обед.

Раньше существовала традиция: прежде чем начиналась работа над очередным ковром, в дом приходили уважаемые пожилые женщины и бросали на нити конфеты, боорсоки, сахар. Сейчас этот обряд под названием "чачыла" забылся, просто клиенты иногда угощают женщин пловом или другими блюдами.
"За нашими коврами приезжают из Таджикистана, Узбекистана и, конечно, из Бишкека. Каждая из нас зарабатывает около 8 тысяч сомов в месяц. Это самый выгодный бизнес в селе, ведь работы тут почти нет", — говорит Сарыкулова.
Мастерицы освоили ремесло еще в детстве: обучиться ему можно всего за месяц. В Ак-Татыре все девушки умеют ткать ковры, однако молодежь не горит желанием этим заниматься.

"У нас ведь тяжелый труд, первое время сильно болят руки и спина. Если девушка увидит, как живется в Бишкеке, никогда не сядет за ткацкий станок. Нашей молодежи легче заработать, подметая улицы в городе, а потом купить готовый ковер", — улыбается мастерица.

Цены на изделия варьируются: можно купить небольшое за 8 тысяч сомов, а экземпляры размером 3 на 4 метра обойдутся в 30 тысяч. Женщины уверяют, что затраты того стоят: в коврах "нет ни грамма химии", они легко моются и хорошо сохраняют тепло.
…Мастерицы разрезают последние нити и подметают ковер. Манзура довольна. Женщины спешат: у них еще два невыполненных заказа, а значит, работы в этом месяце полно.
Автор
Асель Минбаева

Фото и видео
Эмиль Садыров

Дизайнер
Даниил Сулайманов

Руководитель

Эрнис Алымбаев